Отрывок из книги Master K »«The Beauty of Kinbaku: Or everything you ever wanted to know about Japanese erotic bondage when you»:
Ходзедзюцу (иногда Навадзюцу) — это традиционное японское боевое искусство заключения противника с помощью шнура или веревки. Считается, что ходзедзюцу было когда-то одним из восемнадцати жизненно важных навыков, которым учили воинов. В бою самураи нередко имели при себе веревку для атаки и защиты, а также для того, чтобы использовать ее в качестве инструмента или для захвата пленников в войне. Охватывая множество разных материалов, техник и методов из ранних школ боевых искусств (рю), ходзедзюцу — это типично японское искусство боя и уникальный продукт японской истории и культуры.
Хоть и жестокая история Японии приучила феодалов к доспехам и оружию, так же как к поклону и самурайскому мечу (вместе с техникой использования) довольно легко, настоящее происхождение официального учебного использования веревки для захвата и в качестве боевой техники остается чем-то неясным. Доктор Итацу Ясухико подразделил пленение на ходзедзюцу в его книге 1992 года Yoryuku/Doshin Jutte Hojo («Искусство полицейского»), в которой говорится, что ходзедзюцу должно быть включено в обучение боевым искусством Такэноути-рю, основанным в 1532 году. Эта школа одна из старейших в Японии, которая действует и сейчас. Она обучала 630 различным техникам боя и около 150 из них используются и сейчас. Несмотря на их конкретное происхождение, это ясно, что ходзедзюцу было и есть очень эффективным способом захвата и удержания. Знание этих основных техник дает существенное понимание того, как образовалось современное шибари. — Все историческое связывание ходзедзюцу, которые мы знаем сейчас, показывает четкое понимание человеческой анатомии. Оно включает в себя leverage-removal (связывание конечностей в различных позициях, которые уменьшает силу, которую можно применить), расположение веревок (чтобы препятствовать борьбе или сделать ее неэффективной и/или опасной, путем размещения одной или более петель веревки вокруг шеи) и создание ограничения вокруг чувствительных нервных пучков на плечах, запястьях и других зонах (где решительная борьба вызывает давление на кровеносные сосуды и нервы, таким образом приводя к онемению конечностей).
В целом, ходзедзюцу в период Эдо можно разделить на две большие категории: Hayanawa и Honnawa.
Первая, Hayanawa или «последняя веревка», является захватом пленных с помощью прочного тонкого шнура (обычно 3-4 миллиметра в ширину). Этот шнур несли полицейские в небольшой связке (на их запястьях, поясах или в рукавах кимоно) так, чтобы была возможность использовать один его конец по мере необходимости. Эта torinawa («захват-веревка») наматывалась так, чтобы шнур можно было травить плавно, так как он накладывался вокруг тела заключенного, шеи и рук. Это, как правило, достигалось одним полицейским в ходе выполнения ареста и, так как заключенный мог оказывать активное сопротивление, это должно было быть достигнуто быстро.
Второй категорией, Honnawa (что в переводе означает «главная» или «официальная» веревка), являлось связывание, осуществляемое с помощью одного или более шнуров, которые, как и torinawa могли быть нескольких различных длин, из конопли или джута, возможно, 6 или более миллиметров в диаметре. Они использовались для обеспечения более безопасного и длительного связывания, чем это было возможно с помощью torinawa. Этот метод связывания был использован для перевозки заключенных к месту лишения свободы и экспертизы, задержанию в местах судебных разбирательств и, в случае особо тяжких преступлений, для публичной демонстрации заключенного до выполнения приговора.
Связывание honnawa обычно применялось группой полицейских в количестве 2-4 человек, что позволяло создать более сложные, трудоемкие и декоративные узоры, чем это было в случае с torinawa. Этот метод также использовался для связывания заключенных, которых должны были транспортировать за пределы провинциальных границ или в отдаленные территории, поскольку должностные лица различных юрисдикций ревностно охраняли свои собственные методы связывания и только нескольких охранников, окружавших заключенного, посвящали в тайну. Опять же, по словам доктора Itatsu, в его книге «Yoryuku/Doshin Jutte Hojo» он принял правила для этого вида связывания:
1. Заключенный не должен быть способен вырваться, даже если он сместит свои суставы
2. Заключенный не должен быть способен понять процесс связывания
3. Обвязка не должна намеренно перекрывать кровообращение в любой части тела или вызывать повреждение нерва
4. Обвязка должна выглядеть узнаваемо
Что представляет особый интерес и значение для современного шибари / кинбаку это то, что обе формы связывания, hayanawa и особенно honnawa, сочетают в себе эффективное средство удержания с четко выраженной визуальной эстетикой. Этот эстетический фактор является, в некотором смысле, самой увлекательной и примечательной чертой ходзедзюцу.
Японцы всегда были известны своей способностью к ритуализации и украшению повседневных объектов и мероприятий начиная чайной церемонией и заканчивая выбором упаковки для цветов. Невероятно, но то же самое было верно и для ходзедзюцу, так как для различных социальных классов использовались различные обвязки с отличительными и часто красивыми паттернами на спинах заключенных. Этот эстетический аспект связывания, после конструкции обвязки, второе по значимости наследство, которое hojojutsu завещал современному эротическому шибари / кинбаку.Это справедливо даже при том, что самые сложные элементы паттернов ходзедзюцу были представлены на «холсте» спины заключенного в то время как паттерны шибари / кинбаку, как правило, создаются и на передней части туловища. Следует также отметить, что некоторые названия специфических ходзедзюцу обвязок в целом или частично пришли в кинбаку через века.
Например, благородных самураев часто связывали с помощью nijyuuhishi nawa (в переводе «двойной ромб») или shin kikkou, обвязки, которая создает декоративный гексогональный узор. Крестьяне же, напроив, могли быть связаны с использованием juumonji nawa, достаточно простой крестовой обвязки. Были также разные и специфические обвязки для священников (различные стили для синтоистов, буддистов или горных отшельников), женщин и детей. Заключенные, которые пытались бежать, были связаны с помощью sarashinawa, которая перекрывала кровообращение в пальцах. Заключенные, которые должны были быть сосланы в уголовные острова, были связаны с помощью sukenawa, чтобы они могли лучше балансировать на корабле. Самое страшное из всего, когда осужденные заключенные были связаны с использованием kirinawa с его отличительным паттерном в виде маленького ромба и обычной шейной обвязке. Замечательный результат подобного различия в формах связывания заключался в том, что случайный прохожий мог лишь по типу бондажа определить к какому социальному классу принадлежит заключенный, а также его преступление и, возможно, даже наказание.
Причина этой четкой дифференциации в обвязках связана с тем, что в Японии быть связанным – это одна из наиболее постыдных вещей, которая можешь случиться с человеком, означавшая полный позор и презрение общества. Начиная с периода Эдо, существовала очень жесткая социальная структура с классом самураев во главе, затем в убывающем порядке следовали фермеры, ремесленники и купцы. Сохранение своего места в обществе, даже в качестве заключенного, имело первостепенное значение. Этот позор быть связанным, быть отверженным изгоем, был страшно притягателен для японцев на протяжении веков и является важным психологическим аспектом их СМ игр. Недавно, переписываясь с одной достаточно известной кинбаку-моделью, она призналась мне, что она скорее бы предпочла, чтоб ее престарелые родители увидели как она занимается сексом, нежели то, как ее связывают.
Иногда проблема с «фактом связывания», из соображений безопасности в перспективе, имела забавную сторону. В столице Эдо, где жило множество высокопоставленных вельмож (дайме) у бедных полицейских могли возникнуть серьезные проблемы. Что, если во время ареста вельможа был обвинен, но позднее доказали его невиновность? Офицер может столкнуться с осуждением, позором и еще чем похуже. Решение? Уникальной особенностью hayanawa в стиле Эдо является возможность использования ненастоящих узлов в переплетах. Вместо этого, веревка неразрывно заворачивалась, чтобы задержать заключенного. Это отсутствие узлов дало полицейскому некоторую степень безопасности, если в суде его обвинят в некорректности. В конце концов, заключенный был на самом деле не «связан», а только обернут веревкой! Но это использовалось лишь в Эдо, столице сегуна. В провинциях всегда использовались настоящие узлы. Любопытно, что в современном кинбаку также есть стиль связывания, который предполагает отсутствие узлов либо использование лишь нескольких.
В течение лет войны и конфликтов все воины обучались ходзедзюцу, но после 1603 года, в течение периода Эдо, ему обучались только те, кто состоял в правоохранительных органах, специализирующихся на этих боевых искусствах. Существовало много школ рю в течение этого времени, которые обучали некоторым формам ходзедзюцу полицию и некоторых частично занятых самураев. Эти школы имели различные стили, от стиля школы Сасаи-рю, которая учила только hayanawa (техника быстрого захвата) и допускала быстрое и небрежное использование веревок, до стиля Ишии-рю, уникального среди различных направлений ходзедзюцу, который использовался исключительно для пыток и допросов.
Интересно отметить то, что различные школы рю часто учили разным стилям связывания для схожих целей использования и, с другой стороны, разные школы учили одинаковым обвязкам, но называли их по-разному. Это объясняет нынешние затруднения в названии некоторых шибари / кинбаку паттернов, пришедших из ходзедзюцу. Например, известная школа Иттацу-рю (основанная в 17 веке) учила красивой обвязке под названием Shin-kikkou, которая была шестисторонней и названа в честь гексагонального узора находящегося на спине японской черепахи. Однако, школа Тайсё-рю учила обвязке в форме ромба, которую они также называли kikkou. Оба названия корректны и оба этих красивых паттерна нашли свое место в современном искусстве кинбаку.
Конечно же, использовались не все техники связывания из этого множества. В период Эдо полиция использовала различные обвязки и даже веревки разного цвета для совершения ареста. Например, офицеры из Китамати Бугьё (подразделение, ответственное за обеспечение правопорядка в северной части Эдо) также как и Хицукетозоку-аратамэ (отряд по борьбе с поджогами) использовали белые веревки, толстые и тонкие соответственно, для совершения ареста. А офицеры, патрулировавшие южную часть Эдо (а также охранники тюрьмы) использовали темно-фиолетовые веревки. Офицеры из Кандзё Бугьё (в переводе «налоговая полиция») и работавшие на Дзися Бугьё (полиция, контролировавшая религиозные группы) также имели свои собственные отличительные веревки и обвязки. — Так как в период Мейдзи Япония прогрессировала в своем стремительном порыве к модернизму, большинство остатков от годов правления Токугавы (периода Эдо) быстро исчезали и даже класс самураев потерял все свои привилегии. То же случилось и с ходзедзюцу. Полицейские продолжали его использовать в течение периода Мейдзи (1868-1912) и Тайсё (1912-1926), но обучение ходзедзюцу значительно сократилось в связи с введением наручников, кандалов и других «современных» инструментов, используемых полицией. В течение второй мировой войны многие документы и свитки, описывающие техники ходзедзюцу, были уничтожены в многочисленных пожарах, которые поглотили Японию, и большинство традиционных боевых искусств были подавлены оккупацией вооруженных сил Соединенных Штатов Америки. В наши дни, ходзедзюцу преподается только в нескольких академиях боевых искусств. Имеются изображения, показывающие, как выглядят многие исторические обвязки, однако секреты таких школ как Кираку-рю и Хида-рю были потеряны навсегда. Это жаль, так как ходзедзюцу безусловно уникальное японское боевое искусство и оно должно быть сохранено.
Тем не менее, полиция Токио продолжила обучение формам ходзедзюцу, основанным на техниках Иттацу-рю и некоторых учителей традиционных боевых искусств в Японии, так же хорошо, как и работу образовательных институтов для сохранения и поддержания остатков формы искусства. Большинство информации в эту сферу пришло от Эдо Кейдзи Хакубуцу Хозонкай (Музей преступлений и наказаний университета Мейдзи в Токио), который хранит более 500 различных типов ходзедзюцу паттернов и также поддерживает архивы Нава Юмио и коллекции исторического полицейского оборудывания.
Нава Юмио, почтенная фигура в Японии, был главой и наследником стиля Масаки-рю Будзюцу, школы боевых искусств. Он написал несколько книг о полиции в период Эдо, был историческим консультантом некоторых фильмов и телевизионных шоу и работал как исторический советник в различных вопросах, касающихся правоохранительной деятельности. – В стремлении правительства Мейдзи к модернизации, класс самураев был распущен. Те самураи, которые могли найти работу в правоохранительных органах, делали это и тем самым сместили многих «официальных» полицейских. В результате это привело к тому, что многие офицеры нижнего класса, опытные в ходзедзюцу, также как и многие преподаватели боевых искусств, оказались без работы, в которой пригодились бы их навыки связывания. Большинство из них вернулись к другому роду деятельности, но некоторые все еще могли применить свой опыт в работе, делая соломенные сандалии, создавая декоративные узлы для храмов и при оснащении судов.»
Автор перевода: Любовь Колосова
Редакция перевода: Максим Калахари